Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое вре¬мя сложившийся образ науки считался единственно возмож¬ным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духов¬ной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гумани¬тарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рацио¬нальность. В науке новые сведения о реальности формулиру¬ются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.
Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности:
1.классический тип (17-18 вв.) – господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного.
2.неклассический тип (19-20 вв.) – учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции.
3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность – универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода.
Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости.