Единичное и Общее
Каждый философ начинал с поисков единичного и общего. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. Общее философы представляли по-разному: Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.
Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черт, свойств. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающиеся по своим пространственным, временным и другим свойствам, от иных, в том числе подобных им предметов, явлений и вещей. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, его индивидуальность. Все то, что неповторимо в предмете, присуще только ему и отсутствует у других, можно назвать единичным. Крайним проявлением единичного является уникальное.
Но во всяком отдельном, единичном (как в проявлении материи) есть черты, которые повторяются - это общее. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего.
Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков при¬надлежащим многим вещам, группе. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее.
В истории философии существовала проблема универсалий:
Содержание и Форма
Категория формы присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бэкон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант противопостав¬ляет форму содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель счи¬тает, что материя есть единство содержания и формы.
Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, со¬бытий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.
Форма - это принцип упорядоченности, способ существования и выражения данно¬го содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.
Всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга).
Диалектика Содержания и Формы
Форма и Содержание взаимосвязаны. Но их взаимосвязь не одинакова:
Сущность и Явление
Данные категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.
С самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.
Сущность — это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, оп¬ределяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.
Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случай¬ных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. Явления - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характе¬ристики того или иного предмета.
И общее и единичное обладают сущностью и явлением, таким образом, сущность - ка¬тегория собирательная. Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность.