Философско-исторический анализ общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды, эпохи. Оно связано с тем, что необходимо представить, в каком направлении история развивается, какие этапы проходит, чем они отличаются друг от друга и каковы критерии их выделения.
Существовали различные попытки определения основных ступеней истории. Кант, Фихте, Гегель при членении истории исходили из изменения духовного начала. Кант говорил о движении общества к нравственно автономной личности; Фихте выделял пять ступеней, которые различались уровнем самосознания индивида, степенью развития разума;
Гегель положил в основание членения уровень самопознания обществом идеи свободы и выделял 4 мира (Восточный – детский возраст истории, где царствует деспотизм; Греческий – период юности, когда формируется индивидуальность, но субъект придерживается законов, обычаев, преобладает демократия; Римский мир – возраст возмужалости, характеризуется не подчинением произволу господина, а служит общей цели, преобладает аристократия; Германский мир – дух нового мира, цель которого в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, содержанием которой является сама ее абсолютная форма. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется конституционная монархия).
Маркс в основу деления исторического процесса положил СП материальных благ и ввел категорию ОЭФ, которая выражает общую логику развития общества.
Другое деление истории – на предысторию (господство стихийных сил над человеком, отчуждение труда) и подлинную историю (универсальное развитие личности, сознательное воздействие в гуманных целях на мир)
Энгельс предложил иное членение, определяемое формами материального производства и формами воспроизводства жизни:
Эпоха дикости- человек занимается собирательством и охотой (сотни тысяч лет); эпоха варварства или перехода к оседлости – занимались скотоводством и земледелием (10 тыс. лет); эпоха промышленной цивилизации, когда ручной труд заменился машинным производством. (с 16 –17 в. по н.вр.)
Ясперс: история определяется духовными факторами. Ступени развития и осознания межчеловеческих духовных связей и есть ступени самой истории..
Концепция «технологического детерминизма» (Олвин Тоффлер, Раймон Арон, Даниэлл Белл), согласно которой прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории.