Герменевтика в качестве философского направления воз¬никла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаружива¬ются в учениях разных философов, принадлежащих самым раз¬ным направлениям: в философии воли Ф. Ницше, философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенци¬альной онтологии М. Хайдеггера. Собственно философская герменевтика связывается с именами Ханса Гадамера, Поля Рикера и др. В качестве методики толкования текстов герме¬невтика возникла еще в Античности, в XIX в. в учении Фрид¬риха Шлейермахера она сформировалась в качестве общегу¬манитарного метода, а в XX в. обрела статус философской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблематике.
Основные понятия герменевтики — текст, понимание, диалог и др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание — постижение смысла культурных явлений и событий.
Понимание – определенный способ бытия, бытия «здесь и теперь». Успешность межчеловеческой коммуникации, ориентация в наличной ситуации – все это предполагает в качестве своей основы некоторую понятийность истолкованность. Не познание порождает потребность к пониманию, а напротив, потребность в понимании ведет к познанию. Противопоставляется методу объяснения, основным содержанием которого является подведение индивидуального под всеобщее. Герменевтика ставит проблему понимания в онтологическом ракурсе.