• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Other Games (список заголовков)
00:12 

18) Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии ХХ века.

Other Games
Этот период в истории русской культуры получил несколько названий: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс». Духовный ренессанс представляет собой комплекс религиозных, философских установок, реализация которых, по мнению богоискателей, может привести к созданию «религиозной общественности» – главной силы возрождения России. Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Шестов, Франк, Флоренский и др.
Общие черты:
1.Онтологизм, чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас, которое одновременно объективно и самоочевидно. Задача – проникновение в само бытие, которое является первичным и самоочевидным.
2. Ориентация на гуманитарное знание, тесная связь с литературой символизма (Гиппиус, Сологуб, Бенуа, Блок, Ремизов). Философия по своей сущности является не только наукой, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в непосредственной связи с религиозной мистикой.
3. Этицизм. Главный интерес представляет нравственное совершенствование человека, поэтому предлагались различные проекты нравственного обновления мира, который «лежит во зле»..
4. Историософичность, внимание к проблемам развития истории, смысле истории, конце истории. Русская идея – история трансцендентная. Это то, что думает о России Бог, поставивший русскому народу свои провиденциальные цели. Это идея особой судьбы и предназначения России.

00:11 

17) Проблема знания и языка в неопозитивизме

Other Games
В середине 19 века возникает тенденция объявить метафизику (учение о сверхчувственных основах бытия) лишенной ценности, поскольку ее предметом являются оторванные от жизни ложные идеи. Возникает позитивистское движение, представленное 3 волнами:
«Первый позитивизм» (Милль, Спенсер) –19 век;
«Второй позитивизм» или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) –на рубеже веков;
«Третий позитивизм» или неопозитивизм – 20 г ХХ века.
Главный тезис – все подлинное, позитивное знание о действительности может быть получено лишь в результате научных достижений, а философия как самостоятельная наука не имеет права на существование, так как никакой познавательной ценности не дает. Проблемы и понятия философии (о бытии, причинах, сущностях) позитивизм объявил ложными или лишенными смысла, поскольку в силу их высокой абстрактности они не могут быть проверены опытом.
Неопозитивизм занимается изучением логики языка и методов науки.
Исторически первый вариант – логический позитивизм, в центре которого оказывается проблема значения, эмпирической осмысленности научных утверждений.
На смену логическому позитивизму пришла философия лингвистического анализа, которая отказалась от принципа верификации в его «жестком варианте». Принцип фальсификации, согласно которому важно не подтверждение суждения, а скорее возможность его опровергнуть. Язык интересует этих философов не в его чисто лингвистических качествах, а как носитель значений. Задача – выявить реальный подлинный смысл слов.

00:10 

16) Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века

Other Games
Конец 19 – начало 20 века – это время широкого распространения различных течений в современной западной философии. Проблема разграничения естественно--научного и гуманитарно-философского знания привела к возникновению двух противостоящих друг другу трактовок философии – сциентистской и антисциентистской.
Основные направления современной западной философии.
«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа – жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового.
Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века.
В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции.
Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) - искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.
Структурализм (возник в начале ХХ века в лингвистике, психологии, этнологии, эстетике, литературоведении - Клод Леви-Стросс, Фуко, Лакан) – направление, которое специально исследует анализ структуры в различных областях бытия и знания, поиск логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры, которые являются продуктом бессознательной и сознательной деятельности людей.
Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет).
Неотомизм – течение современной католической философии (Жильсон, Маритен, Войтыла). Защищая религиозное видение универсума и человека, утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство эмпиризма и рационализма, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, религии и науки.

00:09 

15) Антропологический материализм Л. Фейербаха

Other Games
«Сущность христианства». Последний представитель немецкой классической философии. Критикует Гегеля, показывая, что абсолютный дух есть абстрактное логическое мышление, оторванное от его реального носителя – живого, телесного человека – и превращенное в абсолют; что мышление не может противопоставляться природе, чувственности, а есть продукт природы.
Сводит основной вопрос философии к вопросу о человеке, о соотношении физического и психического в человеке. Человек рассматривается как сугубо природное, абстрактное существо, представитель рода, а не конкретно- исторический член социума. Не увидел в гегелевской философии гениальной мысли о самодвижении и развитии мира. Проблема развития (хотя он признает развитие мира, но упускает учение о противоположностях) не получила достаточного освещения. Познающий субъект выступает в роли созерцателя, пассивно воспринимающего воздействие окружающей среды. Игнорирование активной роли сознания. Критерий истины усматривал в согласии всех с данным суждением.
В трактовке общественных явлений выступает как идеалист. Главную причину в смене форм общественного строя видел в смене религии. Выступает не против религии, а против Бога, на место которого ставит человека. Призывает обожествить отношения людей, которые должны быть построены на любви.

00:08 

14) Философская система Г. Гегеля

Other Games
Гегель предпринял грандиозную по замыслу попытку философской систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры, как в историческом, так и в логическом плане, что у него является формами выражения процесса диалектического саморазвития духа. Перед нами система объективного идеализма, согласно которой в основе всего сущего лежит духовное начало, абсолютная идея (или мировой разум), которая существовала до природы и человека как «чистая мысль».
В своем развитии идея проходит 3 этапа (3 части системы):
1.саморазвитие идеи в виде чистых логических сущностей. В сфере чистого мышления идея развертывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга категорий. 1 часть системы называется «Логика», она имеет три раздела:
2. развитие идеи в форме инобытия, то есть природы. 2 часть системы - «Философия природы». Природа рассматривается как этап развития духа, который проходит здесь ступени развития. Будучи великим диалектиком, Гегель придерживался метафизического тезиса о неизменности природы.
3. идея обнаруживает себя в различных формах конкретного духа. Абсолютная идея возвращается к себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. 3 часть системы – «Философия духа», которая включает три раздела: учение о субъективном духе (характеристика индивидуального сознания), учение об объективном духе (социально-историческая жизнь человечества) охватывает сферы права, морали и нравственности (семья, гражданское общество, государство), учение об абсолютном духе – стремится раскрыть содержание искусства (в форме созерцания), религии (в форме представления) и философии (понятия).
Абсолютный дух – конечное звено развития идеи, проходящей через этапы восхождения к абсолютному знанию. Философия - высшая ступень развития духа.. Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления, который он сам называл спекулятивным. «Абсолютное знание», то есть философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля является «самосознанием бога» в человеке.

00:08 

13) Трансцендентальный идеализм И. Канта

Other Games
Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума».
Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки.. Основная задача – обосновать возможность научного знания.Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом являются априорные формы познания, конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.
Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (феноменов), познаваемый с помощью априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов). Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что порождает его, в том, что оно сообщает ему ту форму, под которой он только и может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания. Познание осуществляется в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограничено ими, то есть представляют собой только познание явлений. Поэтому вещи, как они существуют сами по себе, непознаваемы. Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта. Научное знание не всемогуще: есть область, где разум не сможет дать нам точного ответа. «Вещь в себе» оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым.

00:06 

12) Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма

Other Games
Джордж Беркли (1685 – 1753). Его исходный тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классах качеств (первичные качества тоже субъективны). Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной).
Чтобы избежать солипсизма, вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог – это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения – не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли перманентно открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений. Позиция неоплатонизма с ярко выраженной пантеистической окраской.
Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления (восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений.
Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.

00:06 

11) Рационализм философии 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Other Games
Рене Декарт (1596-1650). «Рассуждение о методе».
Декарт был крупнейшим ученым. Как и Бэкон, он стремился к достижению таких знаний, которые бы усиливали бы власть человека над природой, но в отличие от него он разрабатывает рационалистическую методологию.
Вслед за Платоном Декарт считает, что в разуме заложены основополагающие принципы и идеи, которые постигаются с помощью интеллектуальной Интуиция дает непосредственно достоверные общие принципы, а при помощи дедукции совершается процесс движения мысли от общего к частному. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, мое тело, но само сомнение существует достоверно. Сомнение – акт мышления, я сомневаюсь, значит, я мыслю; поскольку я мыслю – я существую. «Мыслю, следовательно, существую». Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, а затем и внешнего мира.
Вклад Декарта в науку и философию по праву именуется «картезианской революцией». Ее революционная сущность заключается в антидогматизме, критичной направленности против предрассудков, в постановке все философской проблематики как насущной необходимости переоценки всех укоренившихся традиционных убеждений.
Бенедикт Спиноза (1632-1677) «Этика».
Цель его философии – познание природы и совершенствование человека. Философия носит созерцательный характер. Критикуя дуализм Декарта, доказывает, что существует лишь единая, неделимая вечная природа, являющаяся причиной самой себя. Натуралистический пантеизм, согласно которому природа, бог, субстанция тождественны. Природа – субстанция является творящей. Различает природу творящую и природу творимую. Модус – конкретное преходящее состояние субстанции, имеющее причину своего бытия в субстанции и ее атрибутах. Движение не является атрибутом материи (метафизик), а присуще единичным вещам. Как механицист Спиноза говорит не о самодвижении материи, а причиной движения считает взаимные внешние толчки конечных модусов.
Свобода состоит в познании необходимых законов природы. Все имеет причину (жесткий детерминизм), только субстанция причина себя. Полное знание всех законов природы даст нам в руки полное знание Бога, то есть, способность стать автономными, не подвластными капризам судьбы и мира.
В теории познания Спиноза, как и Декарт, рационалист. Высшим видом знания у него является интеллектуальная интуиция, непосредственное усмотрение истины разумом. Критерий истины – ясность и отчетливость мышления.
Г. В. Лейбниц (1649-1716) «Монадология»
Философская система Лейбница – объективный идеализм состоит их двух разделов – теории монад и теории познания. Вселенная состоит из бесконечного множества идеальных простых субстанций, которые не протяженны, не имеют фигур, неделимы, бессмертны. Каждая монада наделена активной силой, является источником развития. С одной стороны, монада – замкнутый космос, не имеет окон, через которые что-либо входило и выходило. В ходе своего развития каждая монада разворачивает в себе только изначально ей присущее содержание. С другой стороны, монада - «живое зеркало Вселенной», «малый мир», отражающий отношения мирового целого через посредство связанных между собой вещей. Будучи независимыми, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй. Итак, каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом отражает весь мировой порядок в себе. Это противоречие Лейбниц разрешает с помощью принципа «предустановленной гармонии». Как Декарт и Спиноза, Лейбниц рационалист. Существуют истины разума (понятия субстанции, бытия, причин, морали), к которым ум предрасположен (смягчает теорию врожденных идей) и истины факта, которые возникают в процессе познания через органы чувств.

00:05 

10) Эмпиризм философии Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс)

Other Games
Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод).
Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познаваема, но на пути ее познания лежит множество препятствий – засоренность сознания людей так называемыми «идолами» или «призраками» – искаженными образами действительности, ложными понятиями и представлениями.
Бэкон выделяет четыре вида идолов: «идолы рода», «идолы пещеры» «идолы рынка, «идолы театра». Своим учением об идолах Бэкон стремится очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики и создать условия для успешного распространения знаний на опытном изучении природы. Бэкон разрабатывает эмпирическую, опытно-индуктивную методологию.. Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного.
Бэкон является основоположником буржуазной философии Нового времени; он перенес метафизический метод из естествознания в философию. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 века и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества).
Другой представитель эмпиризма Томас Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бэкона и придал метафизическому материализму классическую механистическую форму. Он создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика являются для него прообразами научного мышления вообще. Вся природа представляет собой огромную совокупность естественных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением в пространстве и движением.
Научное знание возможно лишь при точном определении, строгой дефиниции слова. Отвергая интуицию, Гоббс подчеркивал значение точной дефиниции, посредством которой изживается многозначность слов и совершенствуется научный язык, а значит, и познание.
Еще одним представителем эмпиризма является Джон Локк (1632-1704). «Опыт о человеческом разуме».
Критикуя теорию Декарта, Локк доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром. Предметы внешнего мира, действуя на органы чувств, вызывают у человека соответствующие ощущения и восприятия. Чувства дают простые идеи, мышление их систематизирует, создавая понятия о вещах. Посредством ощущений мы воспринимаем качества вещей двух видов:
Первичные качества тел –объективные -принадлежат самим телам (плотность, фигура, движение). Вторичные не принадлежат самим телам, а являются субъективными (цвет, запах, вкус, звук). Учение о качествах позволило указать на те ограничения, которые накладываются на познание психологическими особенностями субъекта.

00:04 

9) Общая характеристика развития философии Нового времени

Other Games
Конец 16 – н.17 века в Европе -- это период утверждения капитализма, который рождал потребность в науке, имеющей практическое значение. Наука становится производительной силой общества. МЕХАНИЦИЗМ – методологический подход, при помощи которого все процессы действительности объясняли опираясь на законы классической механики. Механицизм стал одной из главных предпосылок метафизического способа мышления.
Поскольку философия была тесно связана с наукой того времени, то и она приобрела метафизический характер: познавать целое путем разложения его на части. На целое смотрели как на простую механическую сумму частей, а части в свою очередь наделяли свойствами целого.
Основной проблемой классической буржуазной философии является проблема овладения законами природы и рационального переустройства общества. Прогресс опытного знания науки требовал замены схоластического метода мышления. На первый план выдвигается создание истинного метода исследования, которое призвано обеспечить наряду с преодолением заблуждений всеобщее благоденствие. В философии 17 века выделяют два направления – сенсуализм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Механистический характер детерминизма приводит к деизм, для которого характерно выдвижение на первый план интеллектуализирующей функции бога. Таким образом, философия Нового времени вышла из границ, очерченных теологией, сделала объектом своего исследования природу, считая, что человек, благодаря своей способности познания сможет господствовать над природой и подчинить ее своим целям. Ее девизом стал призыв Бэкона: «Знание –сила».

00:03 

8) Особенности и проблемы средневековой философии

Other Games
В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Апологетика – совокупность учений для защиты религии и оправдания христианства. На следующем этапе возникает патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Позже появляется схоластика как философская рефлексия о предельных основах бытия.
Теоцентризм, монотеизм. В ее основе лежит не природа, а бог, который все определяет. В основе теоцентризма две идеи: идея творения (онтология) и идея откровения (гносеология).
Решающее место отводится вере; непосредственному созерцанию, интуитивному схватыванию сверхъестественной сущности; откровению, то есть непосредственному волеизъявлению бога по отношению к человеку.
Финалистское восприятие времени, истолкование времени от сотворения к концу. Благодаря этому природа и человек обретают направленность. Средневековая концепция времени – это переход к линейному времени и связанному с ним отчасти понятию прогресса.
Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения свободы воли и предопределения; теодицея; идея спасения, проблема соотношения бога, мира и человека, сущности и существования, доказательств бытия бога, проблема универсалий.
Философия превращается в схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.

00:02 

7) Философская система Аристотеля

Other Games
Аристотель, будучи учеником Платона, произнес: Платон мне друг, но истина дороже. Он подверг критике теорию идей Платона, считая невозможным, чтобы сущность вещи находилась в некоем особом мире, отдельно от самой вещи. Реальны только сами эти вещи; они познаваемы эмпирически и именно от них люди производят общие понятия.
Для объяснения всего сущего, Аристотель принимал четыре причины.
1.формальная причина (отвечает на вопрос: что это есть?). Форма есть активная сущность вещи, она вечна, неизменна.
2.материальная причина (из чего?). Материя не является сущностью. Она пассивна, безжизненна, неопределенна, источник индивидуализации и случайности в мире. Каждая вещь – единство формы и материи. Форма – суть вещи, материя --материал, в который эта суть запечатлена.
3.целевая причина (ради чего?). В семени растения заключена возможность его роста и та энергия, то деятельное начало (форма или энтелехия), которая актуализирует эту возможность.
4.движущая причина (откуда начало движения?). Все приводится в движение некоей высшей формой, перводвигателем.. Если материя предельно пассивна, то завершающий космос бог – максимально активное существо. Под богом понимает деятельность мышления, сам бог есть чистый деятельный разум.

00:02 

6) Философия Платона

Other Games
Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей – идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия – идея.
Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.
В основе теории познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.

00:01 

5) Античная философия: основные идеи и школы

Other Games
Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель. Античная философия в целом носит космологически---онтологический характер.
Первая античная школа – Милетская -- возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр - апейрон. Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными.
Наивным материалистом и стихийным диалектиком также был Гераклит - первоначалом всего сущего считал огонь.. Гераклит использует понятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.
Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.
Формирование античной философии завершается у элеатов.
Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления. Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.
Понимание Бытия как неизменного и неподвижного дает первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела.
Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты. Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве. Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция.
Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.
Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.)
Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). Были агностиками, релятивистами, антропологами. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
Сократ называет свой метод рассуждения и достижения истины диалектикой. Сократический метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, .майевтика, .индукция, .определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея --тождество добра и знания.

00:00 

4) Генезис философии

Other Games
Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Мировоззрение зародилось стихийно благодаря трудовой деятельности человека вместе с человеком. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.
Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием, элементами первоначального эмпирического знания о природе, построенного по законам мышления. Философия отделяется от мифологии по мере формирования понятий. Философия – это мировоззренческое мышление.
Социально-экономические предпосылки философии. Переход от века бронзы к веку железа вызвал скачок в развитии производительных сил, увеличил возможности людей, укрепил их позиции в природе, способствовал расширению круга знаний. Экономический подъем: расширение торговли и судоходства, греческих колоний, связей и контактов с другими народами. Философия возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей (7-6 век до нашей эры в Греции, Индии, Китае).

23:58 

3) Основной вопрос философии

Other Games
Он является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы.
ОВФ имеет две стороны:
1. Что первично: материя или сознание?
Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный, метафизический, диалектический.
Идеализм – духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма: объективный исходит из признания первичности духовного мира идей, чистой мысли, бога, мирового разума. Мир – инобытие идеи, абсолютного разума;
субъективный признает первичным ощущения и сознание человека, мир – комплекс этих ощущений. Первично сознание субъекта, от восприятия зависит действительность.
Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций.
2. Познаваем ли мир? Агностики отрицают познание объективного мира (ими были все субъективные идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я».

23:57 

(2) Структура философии

Other Games
Онтология или теория бытия. Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, на который настраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств. Итак, онтология – это учение о бытии, о сущности, о всеобщих законах развития действительности.
Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности.
Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».
Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?
Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.
Социальная философия и философия истории. Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории – проблему движущих мил истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.
Этика – учение о морали.
Логика -- учение о формах человеческого мышления.

23:56 

1. Специфика и функции философии

Other Games
Философию нельзя определить общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не является предметом опыта. У философии нет определенного предмета, заранее известного метода; они всякий раз формируются в рамках конкретного философского направления.
Главным объектом науки является объективный мир в его независимых от человека свойствах и отдельных частях, главным объектом философии - живое отношение «человек - мир», мир сквозь призму человеческих целей и во всей своей целостности. Философия отвечает глубокой потребности человека – целостному пониманию мира и назначения человека.
Специфика философских проблем: носят всеобщий, «предельный» и «вечный» характер. Философия – это самосознание нации, эпоха, схваченная в мысли.
Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, общекультурная функция, гуманистическая.
Главная особенность философии как формы общественного сознания в том, что она стремится дать целостное представление о мире, познать природу мира, устанавливает причины его развития, изучает общие законы природы, общества, мышления, пути и средства познания мира и его преобразования

10:39 

Other Games
Трейлер к фильму "Иные игры".
Микс фантастики, мелодрамы и стеба)


00:52 

Фото со съемок

Other Games

Other Games

главная