• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:10 

16) Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века

Other Games
Конец 19 – начало 20 века – это время широкого распространения различных течений в современной западной философии. Проблема разграничения естественно--научного и гуманитарно-философского знания привела к возникновению двух противостоящих друг другу трактовок философии – сциентистской и антисциентистской.
Основные направления современной западной философии.
«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа – жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового.
Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века.
В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции.
Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) - искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.
Структурализм (возник в начале ХХ века в лингвистике, психологии, этнологии, эстетике, литературоведении - Клод Леви-Стросс, Фуко, Лакан) – направление, которое специально исследует анализ структуры в различных областях бытия и знания, поиск логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры, которые являются продуктом бессознательной и сознательной деятельности людей.
Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет).
Неотомизм – течение современной католической философии (Жильсон, Маритен, Войтыла). Защищая религиозное видение универсума и человека, утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство эмпиризма и рационализма, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, религии и науки.

00:20 

25) Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики

Other Games
Диалектика в своем развитии принимала такие формы как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая и материалистическая.
Выделяют объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире) и субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики). Диалектика субъективна по форме, по способу существования, объективна по источнику, по происхождению. Диалектика вещей определяет диалектику идей.
Отличие и соотношение диалектики и метафизики.
1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов; метафизика признает связи случайные, возводя в абсолют автономность вещи, теряет из виду взаимодействие.
2. Диалектика исходит из принципа качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;
3. Диалектика исходит из внутренней противоположности, закономерно присущей любому явлению; метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной реальности.
4. Диалектика исходит из того, что источником развития является борьба внутренних противоположностей, а метафизика – внешняя сила.
Диалектика – наука о вещах, метафизика – о процессах. Диалектическое мышление не исключает метафизического: оно отводит ему известные пределы.
Диалектика – это и искусство творческого спора, и умение плодотворно развивать теорию идей, и искусство обнаружения истины. В диалектике два принципа: принцип всеобщей связи и взаимодействия (основанием которого является материальное единство всех предметов, которые развиваются и возникают только во взаимной обусловленности и организованность мира) и принцип развития.

00:05 

10) Эмпиризм философии Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс)

Other Games
Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод).
Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познаваема, но на пути ее познания лежит множество препятствий – засоренность сознания людей так называемыми «идолами» или «призраками» – искаженными образами действительности, ложными понятиями и представлениями.
Бэкон выделяет четыре вида идолов: «идолы рода», «идолы пещеры» «идолы рынка, «идолы театра». Своим учением об идолах Бэкон стремится очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики и создать условия для успешного распространения знаний на опытном изучении природы. Бэкон разрабатывает эмпирическую, опытно-индуктивную методологию.. Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного.
Бэкон является основоположником буржуазной философии Нового времени; он перенес метафизический метод из естествознания в философию. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 века и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества).
Другой представитель эмпиризма Томас Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бэкона и придал метафизическому материализму классическую механистическую форму. Он создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика являются для него прообразами научного мышления вообще. Вся природа представляет собой огромную совокупность естественных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением в пространстве и движением.
Научное знание возможно лишь при точном определении, строгой дефиниции слова. Отвергая интуицию, Гоббс подчеркивал значение точной дефиниции, посредством которой изживается многозначность слов и совершенствуется научный язык, а значит, и познание.
Еще одним представителем эмпиризма является Джон Локк (1632-1704). «Опыт о человеческом разуме».
Критикуя теорию Декарта, Локк доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром. Предметы внешнего мира, действуя на органы чувств, вызывают у человека соответствующие ощущения и восприятия. Чувства дают простые идеи, мышление их систематизирует, создавая понятия о вещах. Посредством ощущений мы воспринимаем качества вещей двух видов:
Первичные качества тел –объективные -принадлежат самим телам (плотность, фигура, движение). Вторичные не принадлежат самим телам, а являются субъективными (цвет, запах, вкус, звук). Учение о качествах позволило указать на те ограничения, которые накладываются на познание психологическими особенностями субъекта.

00:50 

54) Субъекты истории. Роль личности в истории

Other Games
Субъектами истории являются народ (нации, классы) и отдельные великие личности. Обычно термин «народ» используют в трех смыслах: охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну; это трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и не присваивавшие чужой труд; это организованное целое, имеющее общую историческую судьбу, идею и перспективу, единую психологию, культуру, язык.
Масса – это ситуативно возникающие социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения. Понятие толпы близко по содержанию к массам, но очень отличается от понятия «народа». Толпа есть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующееся чувствами людей и эмоциями, в ней доминирует стадное чувство, она готова на «героические» жертвы, когда во главе появляется фанатик.
История представляет собой единство субъективного и объективного, то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, но с другой – она есть их история. Михайловский, Лавров – историю творят личности, герои. Народ безликая масса. Представление о том, что именно личность творит историю базируется на идеалистическом понимании развития общества, согласно которому идеи правят миром. Но поскольку их разрабатывают критически мыслящие личности, то последние и выступают в роли детерминанты исторического процесса.
Маркс считал, что массы производят материальные блага, создают общ. богатство, значит народ творит историю. Но роль великой исторической личности умалять тоже нельзя. Гегель объяснял так: появление великих людей необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за накопившихся противоречий между старым и новым. Великий человек разрешает эти противоречия и спасает всех от гибели.
Плеханов главное внимание обращает на общественные условия.
Итак, существуют различные ответы: кого читать великой личностью? Одни обращают внимание на историческую необходимость ее появления и на выполнение задач всемирного значения; другие – на учет общественных интересов, третьи – на реализацию свободы. Выдающимися личностями становятся. Историческую ответственность несут и массы, и элиты. Они достойны друг друга. История движется во взаимодействии масс, элит и индивидов.

00:49 

53) Общественный прогресс и его критерии

Other Games
Первые теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма, когда на историческую арену вышла буржуазия, олицетворяющая общественный прогресс. В 17 веке Вико выдвинул идею О.П., однако в целом его учения предполагает не бесконечное развитие общества, а общественный круговорот. Тюрго, Кондорсе, Гельвеций рассматривают всемирную историю как прогресс человеческого разума, который развивается через науки и просвещение (экономические аспекты прогресса не интересовали). Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы, а венцом исторического развития является конституционная монархия.
Арнольд Тойнби заменяет теорию общественного прогресса «теорией цикличности». История человечества распадается на историю 21 цивилизации, которые внутренне не связаны между собой. Каждая из них проходит этапы возникновения, роста, надлома и гибели, то есть о прогрессе можно говорить в рамках одного замкнутого. Движущей силой каждой цивилизации является «творческое меньшинство», обладающее мистическим порывом. Шпенглер в «Закате Европы» отрицает исторический прогресс. История распадается на ряд замкнутых циклических «культур».
Прогресс – поступательное движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Марксизм представляет прогресс как чередование ОЭФ, где новая формация – высшая ступень. Предпосылкой и основой общественного прогресса служит ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ при переходе от старого уровня общества к новому.
Критерий общественного прогресса – точки зрения: разум; производительность труда или ПС; СП; отвергают общефилософский критерий, считая понятие прогресса оценочным суждением; человек, его положение в действительности; уровень гуманизации общества, степень свободы личности, удовлетворения ее потребностей, состояние здоровья.
История не имеет конца в социальном смысле слова, то есть нельзя сказать, что вот конечная остановка истории. Исторический процесс – это бесконечный процесс – континуум.

00:48 

52) История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории.

Other Games
Бытие людей и бытие истории взаимосвязаны, и поэтому нельзя дать ответ на вопрос о смысле жизни, не выяснив смысла истории. Бердяев считает, что смысл истории можно анализировать только с позиции христианства, придавшему историческому процессу характер историчности, то есть показавшему, что он имеет начало и конец. Осмысливать историю заставляет катастрофичность ситуации. История – место откровения Бога. Каков замысел Бога о человеке, что он хочет сделать из человека. История – приращение свободы. Финальная точка – царство духа и свободы.
Карл Ясперс считает, что анализ смысла исторического процесса предполагает понимание истории как единого целого. Единство – цель и смысл истории. Оно возникает из того, что люди в состоянии понять друг друга в мире духа. Цель может выступать как скрытый смысл.
Крупнейший западный философ Р.Арон считает, что анализ смысла и направленности исторического процесса нужно делать с позиции историзма, то есть необходимо в истории находить события, происшедшие в разное время, но имеющие одинаковый смысл. Каждое поколение ставит вопросы, касающиеся его эпохи.
Другая точка зрения – история лишена всякого смысла, иррациональный поток, не поддающийся рациональному осмыслению. Более того, человеческое общество непрерывно разлагается и нет перехода от низшего к высшему.
Исторический процесс – это совокупность всех общественных отношений, в которых находится человек. Смысл истории предполагает анализ всех этих отношений. Главное же – это выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. Всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением проблем в ходе развития общества.

00:45 

49) Духовная жизнь общества

Other Games
Духовная жизнь – это социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность – способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность.
Общественное сознание и его структура..
Сознание – способность человека идеально воспроизводить действительность. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс). Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и воздействует на общественное бытие.
Выделяют два уровня общественного сознания: эмпирический – уровень обыденного сознания, повседневных потребностей, охватывает внешние связи, не обладает прогнозированием, не систематизирован в целом, включает опыт народных масс (знания в области производства, быта, фольклор, народная медицина).
Теоретический – систематизированное сознание, дифференцированно, познание сущности явлений.
Сферы О.С.: общественная психология, идеология, наука и формы О.С. (политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная).
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для общества в целом и для каждой большой группы.
Идеология представляет собой систему взглядов и представлений определенных социальных групп. Общ. психология – эмоциональный уровень, идеология- рациональный.
В последнее время распространено понятие менталитета. Это духовно-психологический облик общества.

00:45 

47) Политическое бытие общества

Other Games
Политическое бытие общества есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством. Политика – это первая идеологически организованная сила. Как общественное явление она возникает, когда общество раскалывается на классы и появляется государство. «Политика есть концентрированное выражение экономики, ее обобщение и завершение». Главное в политике – завоевание и сохранение государственной власти. Она отражает экономику через призму политических интересов. Структура политики: политические отношения (складываются в процессе совместной деятельности партий, групп и государств), политическое сознание (свои идеи пропагандируют с помощью 4 власти – средств массовой информации) и политические организации.
Политической организацией общества, призванной обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющей специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют, является государство.
Проблема происхождения государства дискуссионная.
Основные предпосылки возникновения государства: появление частной собственности, раскол общества на классы и непримиримость классовых интересов. Государство становится тем учреждением, которое превращает с помощью юридических законов волю господствующего класса в обязательную для всех членов общества. В этом состоит сила государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, на материально-финансовые средства, кадровый состав. Государство становится политической организацией экономически господствующего класса. Признаки государства: наличие публичной власти, право на применение насилия, налоги, суверенитет, разделение по территориальному признаку.

00:44 

48) Социальная структура общества

Other Games
Социальная сфера общества – это сфера повседневной жизнедеятельности людей, в которой реализуются потребности, в которой происходит воспроизведение и обогащение социального бытия субъектов истории. Социальную сферу можно представить как систему взаимоотношений между социальными общностями и группами по поводу их общественного неравенства и неодинаковой роли в общественной жизни, что обусловлено системой общественного разделения труда, отношением к средствам производства.
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Социальная структура формируется под воздействием природных различий между людьми (по полу, возрасту, расе); интеллектуальных особенностей (различия по характеру, темпераменту, способностям). Социальная структура включает в себя этническую, демографическую, поселенческую, профессионально-образовательную и классовую подструктуры.

00:42 

46) Экономическое бытие общества

Other Games
Производство – деятельность, посредством которой люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей и в меру возможностей регулируют обмен веществ между природой и собой. Под способом производства понимается конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств существования, осуществляемый в исторически определенных формах общественных отношений. СП материальной жизни обусловливает все духовные процессы жизни.
Способ производства (СП) = производительные силы (ПС) (отношение людей к силам природы) + производственные отношения (ПО) (отношения друг к другу в процессе производства).
ПС= орудия труда (станки, машины) +предмет труда (участок земли или угольный пласт) + Человек (главная ПС).
СП – материальный процесс. Материальны и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства.
ПО – это определенные, необходимые, от воли людей не зависящие отношения, которые складываются не проходя через сознание людей. Структура ПО:
Отношение к средствам производства (отношения собственности)—основное;
Отношение обмена деятельностью и способностями;
Отношение распределения материальных благ;
Отношение потребления материальных благ.
Маркс называет экономические отношения первичными, определяющими все другие отношения между людьми в процессе производства, но нельзя считать, что ПО абсолютно независимы от субъекта и их сознательной деятельности, определенного течения исторического процесса.
В обществе действует закон соответствия ПО уровню и характеру развития ПС.

00:42 

45) Специфика и принципы построения общественных систем.

Other Games
Человеческое общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество разнообразных материальных, социальных, духовных и политических явлений. Социальная система понималась как та или иная форма государства или общественного управления. Исходя из этой посылки исследование начиналось с анализа политико-юридических форм общественного строя и закономерно приводило к выводу о возникновении этих институтов из общественных идей того или иного времени.
1. Общество – органическая система. Маркс, как и Гегель, связывает органическую систему с проблемой развития. Организм – совокупность органов, выступающих как единое целое, развивающихся из определенных предпосылок и в ходе своего развития исчерпывающего эти предпосылки. То есть, в данном качестве это конечное образование. Капитализм – органическая система, которая исчерпывает свои предпосылки и в ходе развития прекращает свое существование в данном качестве.
2.Осуществление всех процессов в обществе осуществляется через сознательную деятельность людей, система реализуется посредством сознания.
3. В обществе механическая причина заменяется нелинейной (системной) причинностью. Между объектом и отражающим его сознанием лежит целая система обмена деятельностью людьми. Все объекты существуют в рамках связей этой системы, причем сознание оказывается включенным в нее в качестве необходимого элемента, ибо только посредством сознания этот обмен совершается.
Принципы построения общественных систем:
Принцип историзма (включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно завершенным, с другой – сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы и это сохранение элементов общности и преемственности позволяет выявить целостность изучаемого явления); исторический и логический методы; восхождение от абстрактного к конкретному; системный.

00:40 

44) Социальная система: понятие, структура, функции

Other Games
Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.
Характерные черты системы:
1.интегративное качество свойственно системе в целом и выступает гарантом ее целостности. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное функционирование системы.
2.иерархический характер: в ней можно выделить различные уровни, которые связаны между собой соподчинительными линиями.
3.саморегулирование (самоуправляемость) предполагает наличие специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов, институтов.
Части органически целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение.
На уровне научного анализа выделяют четыре сферы общественной жизни, каждой их которой соответствует определенный вид общественных отношений.
В экономической сфере реализуется функция производства материальных благ, то есть условий физического существования человеческого рода. В политической сфере реализуется функция управления общественной жизнью. Духовная сфера – это поле выявления и реализации культурных потребностей людей, производства и потребления духовных ценностей. В социальной сфере осуществляется процесс самопроизводства и самореализации людей, отношения между которыми строятся в зависимости от их положения в обществе.

00:40 

43) Специфика и методы социального познания

Other Games
Любое сознание всегда социально, поскольку оно есть общественный продукт, оно обусловлено культурно-историческими причинами. При исследовании социальных явлений недопустимо: объяснение исторических явлений законами природы; противопоставление природного и социального.
Цель социального познания – обнаружение законов деятельности, а они в свою очередь являются законами общества.
Специфика социального познания проявляется в следующем:
1. В качестве объекта познания выступает общество, мир человека. Физик имеет дело с природой, то есть с таким объектом, который «безропотно» ему подчиняется. Обществовед имеет дело с деятельностью людей, поступающих сознательно и творящих ценности.
2. Общественные отношения сложнее природных. На макроуровне они состоят из материальных, политических, социальных и духовных отношений, которые очень переплетены и в свою очередь состоят из множества противоречивых элементов.
3. Социальное отражение имеет не только непосредственный характер, но и опосредованный.
4. Общество изменяется и развивается быстрее, чем природа и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием.
5. Социальное познание непосредственно связано с практической деятельностью людей, которые заинтересованы в том, чтобы использовать результаты научного исследования в жизни. Оно связано с субъективными ценностями, с нормами людей. Особенно важны такие моменты, как нравственные убеждения, политическое мировоззрение.
Социальное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.

00:39 

42) Деятельность как субстанция социального бытия

Other Games
Субстанциальные системы способны самостоятельно порождать, поддерживать и воспроизводить присущую им качественную определенность. Самопорождение означает - способность системы содержать все причины своего возникновения «в себе», внутри себя, а не за своими пределами. Качественная самодостаточность - способность системы существовать по собственным законам.
На всем «пространстве» социального не окажется ни одного явления, которое бы не представляло собой некоторую «ипостась» деятельности, ее модус, атрибут или акциденцию. С ее помощью можно провести различие между природным и общественным. Деятельность - свойство, связанное с информационной спецификой целенаправленной адаптации и свойство, связанное с механизмами реализации целей, с орудийностью человеческого труда, которая носи целенаправленный характер.
Человеческая деятельность не должна рассматриваться как непредсказуемый процесс, творимый абсолютно свободной волей. Единообразие потребностей, раскрывающих объективную «родовую природу» человека, их дисциплинирующее воздействие на сознание - такова глубокая причина, обусловливающая законосообразность деятельность, ее подчиненность определенным «правилам», существующим в общественной жизни. Субъектами деятельности являются живые системы, способные к символическим формам целесообразного поведения и обладающие собственными потребностями и целями. Структура деятельности: субъект деятельности, объект деятельности и отношение между ними.
Четыре типа деятельности - материальное производство, духовная, организационная, социальная. Элементы деятельности - субъекты, предметы (вещи, символы и знаки), связи и отношения. Общественные отношения - особый класс ролевых и статусных связей между людьми, возникающих в процессе случайного взаимодействия и выражающих устойчивых, воспроизводимый характер зависимости между ними. Результаты закончившихся циклов деятельности становятся предпосылками ее новых актов.

00:38 

41) Законы общественного развития, их характер и виды

Other Games
Общественные законы, то есть законы функционирования и развития общества, всегда представляют собой сочетание материального и идеального, субъективного и объективного. Это связано с тем, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием, в деятельности которых и проявляется взаимосвязь этих противоположных сторон. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это делает невозможным простое перенесение законов природы на человеческого общества» Маркс, Энгельс).
Действие этих законов опосредовано интересами людей, они могут фиксировать не всю историю общества, а общество в определенной стадии развития, они проявляются как законы –тенденции, это законы деятельности больших масс людей.
Итак, жизнь общества, с одной стороны – это деятельность людей, с другой – конечным результатом процесса производства является сам человек в его общественных отношениях.

00:37 

40) Понятие общества

Other Games
Общество, то есть социальная сфера жизни и деятельности человека, с одной стороны, является продуктом общественной (прежде всего трудовой) деятельности человека, с другой – жизненно важной основой все большей социализации человека, раскрытия его социальной сущности, формы общения, потребностей. Общество – это сам человек в его общественных отношениях. Общество и индивид объективно связаны отношениями взаимного воспроизводства: « как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество».
Истоки цивилизации заложены в особенностях развивающейся коллективной трудовой деятельности. Коллективность выступает не только формой сообщества, но и объективной предпосылкой, обеспечивающей целостность социального бытия.
В широком смысле понятие общества – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой всю совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле общество – это исторически конкретные типы социальной системы (первобытный строй…)
Общество – продукт взаимодействия людей. Определенная организованность общества, основы его функционирования определяются самим характером жизнедеятельности людей в процессе общественного производства своей жизни.
В отличие от биологических объединений общество сохраняет и воспроизводит свои структуры и формы организации не путем передачи наследственных признаков, а благодаря непрерывной деятельности социальных институтов, которые включают в себя определенный способ производства материальных благ, систему общения, традиции.
Общественные отношения – это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Именно общественные отношения превращают индивида в общественного человека. Общественные отношения бывают материальные и духовные (или идеологические, которые складываются проходя через сознание людей).

00:35 

38) соотношения языка и мышления

Other Games
Язык и мышление – двуединый процесс. Маркс: «Язык – непосредственная действительность мысли». Мысль не просто одевается в звуковую оболочку, а совершается в слове. Здесь подчеркнут сложный многоступенчатый характер мыслительно-речевой деятельности.
Мысль выступает более простым образованием, чем язык, и способна двигаться вне и поверх знаков. Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга послужил основанием теорий, согласно которым язык явл. определяющим по отношению к мышлению. Такова точка зрения Гумбольдта, следствием которой является отрицание единого строя мышления, его общечеловеческого характера, то есть отрицание общего для всех живущих на Земле универсально-понятийного логического строя мышления. В живом процессе общения имеются смысловые всеобщие для сознания моменты: передается предметная информация, выражается оценка, содержится обращение.
Проблема взаимосвязи языка и мышления дискуссионная.
Вербальная теория (С.Рубинштейн) связь между языком и мышлением неразрывна. Авербальная теория отрицает жесткую связь между мышлением и языком. Современные исследования вопроса о соотношении языка и мышления закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее внутренними законами и собственной организацией.
Слово есть средство мыслительного процесса и отображение его результата.

00:34 

37) Язык социальная природа

Other Games
Функции языка: коммуникативная – средство общения на это обращал внимание создатель структурной лингвистики Ф. Соссюр, считавший, что язык- это систематизированная совокупность правил, необходимых для коммуникации); коммутативная – средство выражения, фиксации результатов познания, хранения информации; экспрессивная-- средство выражения чувств; сигнификативная – средство обозначения, когнитивная – средство познания, информационно-трансляционная – средство передачи информации.
Язык – явление общественное. Он стихийно становится вместе с социальностью, челов. коллективом. В нем задаются и отражаются требования социальности. В качестве средства общения язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью (интерсубъективностью) своих значений.

00:32 

36) Язык как знаковая система

Other Games
В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики семиотики, психологии, культурологи. В своей универсальной постановке проблема языка является исконным предметом философии.
Язык – это система знаков, которыми пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак – это материальный чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Язык есть система воспринимаемых знаков, способных иметь значения. Это характеристическое свойство языка, благодаря которому язык способен быть: средством выражения мысли, средством общения, частью социальной организации и культуры; неявным «образом мира».
Американский философ Ч. Пирс выделял иконический знак, знак-индекс и символический знак. Ф. де Соссюр характеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального. Двуединая природа языка, или двуслойность его структуры, указывает на его предметность и операциональность.
Таким образом, язык является примером семиотической системы. Все языковые явления всегда функционируют как знаки. Благодаря этому мир предстает как универсум знаковых моделей.

00:31 

35) Основные идеи и принципы синергетики

Other Games
Одной из центральных проблем науки становится проблема самоорганизации материальных систем, которую решает синергетика. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Синергетика исследует процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Система должна быть открытой и нелинейной, взаимодействия между множеством ее элементов всегда подвержены малым флуктуациям (случайным возмущениям в системе, способствующим появлению новых структур).
Основные принципы синергетики:
1.невозможно жесткое программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем – речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии;
2.любой сложной системе присуща альтернативность сценариев ее развития;
3.неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития;
4.целое и сумма частей – качественно различные структуры
Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры – структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Именно «совместное действие» или когерентное поведение элементов диссипативных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации.

Other Games

главная