Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:35 

38) соотношения языка и мышления

Other Games
Язык и мышление – двуединый процесс. Маркс: «Язык – непосредственная действительность мысли». Мысль не просто одевается в звуковую оболочку, а совершается в слове. Здесь подчеркнут сложный многоступенчатый характер мыслительно-речевой деятельности.
Мысль выступает более простым образованием, чем язык, и способна двигаться вне и поверх знаков. Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга послужил основанием теорий, согласно которым язык явл. определяющим по отношению к мышлению. Такова точка зрения Гумбольдта, следствием которой является отрицание единого строя мышления, его общечеловеческого характера, то есть отрицание общего для всех живущих на Земле универсально-понятийного логического строя мышления. В живом процессе общения имеются смысловые всеобщие для сознания моменты: передается предметная информация, выражается оценка, содержится обращение.
Проблема взаимосвязи языка и мышления дискуссионная.
Вербальная теория (С.Рубинштейн) связь между языком и мышлением неразрывна. Авербальная теория отрицает жесткую связь между мышлением и языком. Современные исследования вопроса о соотношении языка и мышления закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее внутренними законами и собственной организацией.
Слово есть средство мыслительного процесса и отображение его результата.

00:34 

37) Язык социальная природа

Other Games
Функции языка: коммуникативная – средство общения на это обращал внимание создатель структурной лингвистики Ф. Соссюр, считавший, что язык- это систематизированная совокупность правил, необходимых для коммуникации); коммутативная – средство выражения, фиксации результатов познания, хранения информации; экспрессивная-- средство выражения чувств; сигнификативная – средство обозначения, когнитивная – средство познания, информационно-трансляционная – средство передачи информации.
Язык – явление общественное. Он стихийно становится вместе с социальностью, челов. коллективом. В нем задаются и отражаются требования социальности. В качестве средства общения язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью (интерсубъективностью) своих значений.

00:32 

36) Язык как знаковая система

Other Games
В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики семиотики, психологии, культурологи. В своей универсальной постановке проблема языка является исконным предметом философии.
Язык – это система знаков, которыми пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак – это материальный чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Язык есть система воспринимаемых знаков, способных иметь значения. Это характеристическое свойство языка, благодаря которому язык способен быть: средством выражения мысли, средством общения, частью социальной организации и культуры; неявным «образом мира».
Американский философ Ч. Пирс выделял иконический знак, знак-индекс и символический знак. Ф. де Соссюр характеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального. Двуединая природа языка, или двуслойность его структуры, указывает на его предметность и операциональность.
Таким образом, язык является примером семиотической системы. Все языковые явления всегда функционируют как знаки. Благодаря этому мир предстает как универсум знаковых моделей.

00:31 

35) Основные идеи и принципы синергетики

Other Games
Одной из центральных проблем науки становится проблема самоорганизации материальных систем, которую решает синергетика. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Синергетика исследует процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Система должна быть открытой и нелинейной, взаимодействия между множеством ее элементов всегда подвержены малым флуктуациям (случайным возмущениям в системе, способствующим появлению новых структур).
Основные принципы синергетики:
1.невозможно жесткое программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем – речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии;
2.любой сложной системе присуща альтернативность сценариев ее развития;
3.неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития;
4.целое и сумма частей – качественно различные структуры
Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры – структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Именно «совместное действие» или когерентное поведение элементов диссипативных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации.

00:30 

34) Методы и формы научного познания

Other Games
Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке. Науки, занимающиеся эмпирически исследованием, носят название индуктивных. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории.
К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия..
Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.
Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.
Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

00:29 

33) Наука как специфическая форма развития познания

Other Games
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое вре¬мя сложившийся образ науки считался единственно возмож¬ным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духов¬ной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гумани¬тарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рацио¬нальность. В науке новые сведения о реальности формулиру¬ются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.
Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности:
1.классический тип (17-18 вв.) – господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного.
2.неклассический тип (19-20 вв.) – учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции.
3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность – универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода.
Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости.

00:27 

32) Теория истины. Проблема критерия истины.

Other Games
Для выражения форм познания с внешним миром используется категория «истины». В современной философии выделяют три концепции истины:
1.концепция соответствия (классическая) высказана Платоном и Аристотелем. Эта концепция устанавливает соответствие между формами психики, знанием и объективным содержанием, предметом. Аристотель считал, что истинное и ложное находится в мысли, а не в вещах. Истина – соответствие мыслей действительности.
2. когерентная концепция разрабатывалась Лейбницем, Спинозой, Гегелем. Эта концепция пыталась найти критерий истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт субъекта и объекта (речь идет о науках, занимающихся абстракциями высшего уровня).
3. прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истины считают эффективность, практическую полезность знания. Все три концепции дополняют друг друга.
Проблема истины включает в себя: объективность истины, диалектику объективного и субъективного, абсолютного и относительного, принцип конкретности, проблему критерия истинного знания.
Истина – диалектический процесс от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику.
Объективная истина бывает относительной и абсолютной: эти понятия характеризуют процесс обретения истины с разных сторон.
На каждом отдельном этапе познание всегда несуверенно (относительно), поскольку оно ограничено временем и уровнем развития того общества, в котором существует. Суверенность познания выражается в принципиальной возможности получения истинных знаний обо всей действительности на протяжении существования ряда поколений. Любое знание всегда содержит нечто такое, что имеет статус всеобщности и необходимости, то есть не зависит от субъекта. Это и есть абсолютное в знании. Таким образом, абсолютное и относительное – моменты объективной истины.
Практика – это взаимодействие субъекта и объекта, это процесс, в ходе которого человек, преобразуя действительность, изменяет самого себя. Практика и познание – диалектическое единство: материальная деятельность предполагает целеполагание как акт сознания, а с другой стороны, целеполагание есть результат отражения общественно- исторической практики в формах знания.
Гносеологические функции практики. Она рассматривается как генетическая основа познания, фундамент, на котором вырастает здание человеческого знания; как цель познания; как движущая сила познания; критерий истины.

00:27 

31) Чувственное и рациональное в познании

Other Games
В процессе познания принимают участие и чувства и разум. Сенсуализм абсолютизирует роль чувств, рационализм – разума. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны познания, которые тесно переплетены.
Чувственное познание: непосредственное отражение (кроме представления); отражение внешнего; отражение единичного (включает элементы общего).
Рациональное: опосредованное отражение; отражение внутреннего (сущности); отражение общего. Общее и опосредованное для чувственного – элементы, а для рационального они составляют сущность.
К чувственному отражению относятся ощущения, восприятия и представления.
Проникнуть в суть вещи, познать законы ее функционирования, связи можно с помощью абстрактно-логического мышления, которое осуществляется в виде понятий, суждений и умозаключений.
Итак, познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.
Единство чувственного и рационального в познании.
Чувственный опыт зависит от понятийного аппарата, от языка, используемого человеком в практической деятельности. Приступая к познанию чего-то с помощью органов чувств, мы имеем рациональную почву, какую- то жизненную установку, под углом зрения этого логического знания и воспринимаем предмет.
Само понятие является результатом исторического опыта человечества или группы. Они постоянно сопоставляются с непосредственным опытом людей, их интересами, проверяются и уточняются на практике.
Не существует чисто эмпирической стадии познания, так как уже в процессе выработки ощущений принимают участие ранее накопленные знания, относящиеся к рациональной сфере. Чувственное отражение – не механическое фотографирование внешнего, а результат активного осмысленного освоения человеком воспринимаемого. В сознании человека хранится зафиксированный в виде идеальных образов и понятий, приобретенный в процессе всей его жизни опыт. Человек подводит восприятия под эти понятия и они накладывают определенный отпечаток на содержание восприятия.

00:25 

30) Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания

Other Games
Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включен¬ного в систему социокультурных связей, чья актив¬ность направлена на достижение тайн противосто¬ящего ему объекта.
Объект – это та сторона действительности, на которую направлено познание. В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать пред¬метом его познавательной деятельности, любые фан¬тазии и гипотетические ситуации.
Современная трактовка понятия «субъекта познания» берет свое начало от Декарта, который считал противопоставление субъекта и объекта исходным пунктом анализа познания. Это дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают не эмпирического индивида, человек, обладающий абстрактно-всеобщими способностями к познанию. Важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании. Он выдвигает идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества.
Характерные черты познания:
--познание есть сущностное отношение к миру;
--творческий процесс, детерминированный историческими аспектами
--основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.

00:25 

29) Диалектика и системный подход

Other Games
Со второй половины 19 века в связи с научной революцией развивается системный подход. Теория систем углубляет диалектическую концепцию развития.
СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство. Структура – закономерная устойчивая связь между элементами системы.
Основные системные принципы:
1.Принцип целостности (несводимость свойств системы к сумме составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства от его места, функции внутри целого);
2.структурность (возможность описания Системы через установление ее структуры, обусловленность поведения Системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
3.взаимозависимость Системы и среды ( Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой);
4.иерархичность (каждый компонент Системы может рассматриваться как Система, выступая как один из компонентов более широкой Системы).
5. Саморегулирование характеризует высокоорганизованные целостные системы и предполагает наличие специальных подсистем управления в виде механизмов, институтов.

00:24 

28) Категории структурных отношений

Other Games
Единичное и Общее
Каждый философ начинал с поисков единичного и общего. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. Общее философы представляли по-разному: Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.
Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черт, свойств. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающиеся по своим пространственным, временным и другим свойствам, от иных, в том числе подобных им предметов, явлений и вещей. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, его индивидуальность. Все то, что неповторимо в предмете, присуще только ему и отсутствует у других, можно назвать единичным. Крайним проявлением единичного является уникальное.
Но во всяком отдельном, единичном (как в проявлении материи) есть черты, которые повторяются - это общее. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего.
Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков при¬надлежащим многим вещам, группе. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее.
В истории философии существовала проблема универсалий:
Содержание и Форма
Категория формы присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бэкон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант противопостав¬ляет форму содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель счи¬тает, что материя есть единство содержания и формы.
Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, со¬бытий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.
Форма - это принцип упорядоченности, способ существования и выражения данно¬го содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.
Всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга).
Диалектика Содержания и Формы
Форма и Содержание взаимосвязаны. Но их взаимосвязь не одинакова:
Сущность и Явление
Данные категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.
С самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.
Сущность — это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, оп¬ределяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.
Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случай¬ных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. Явления - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характе¬ристики того или иного предмета.
И общее и единичное обладают сущностью и явлением, таким образом, сущность - ка¬тегория собирательная. Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность.

00:23 

27) Категории детерминации

Other Games
Причина и Следствие
Одной из главных задач науки является ответ на вопрос "почему". Поиски этого от¬вета со времен активности порождают категорию причины. Детерминизм – учение о причинно-следственных связях и отношениях явлений
Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения).
Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.
Необходимость и Случайность.
Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком.
Необходимость - это устойчивая внутренняя связь явлений, процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. Необходимость - это такой способ реализации возможности, который в отдельных ус¬ловиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превраща¬ется в действительность.
Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. Случайность - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления не¬обязательно вызывает появление другого явления.
Случайность - это способ реализации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.
Возможность и Действительность
Данные категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возмож¬ности в действительность. Возможность — это то, что может произойти необходимым или случайным обра¬зом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.
Возможность отражает существование в предметах и процессах тенденций, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что уже реально существует.

00:21 

26) Основные законы диалектики

Other Games
Закон – существенная, устойчивая, общая необходимая связь явлений. Выделяют 3 закона диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник и внутреннее содержание всякого развития.
Противоположности – различные противоречащие элементы, стороны, связи одного целостного образования. Противоречие – взаимосвязь, взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают и взаимоисключают друг друга.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом осуществляется развитие, как реализуется его источник.
Каждая вещь обладает определенными свойствами. Свойство – способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, а лишь обнаруживаются в таких отношениях.
Они столь же материальны, что и вещи.
Качество - совокупность важнейших необходимых свойств, характеризующих предмет. Проблема объективности качеств была одной из вечных проблем.
Количество – совокупность свойств, указывающих на величину вещи, ее размеры. Это степень развития данного качества. Взаимосвязь количества и качества представляет собой единство противоположностей.
Мера– единство количества и качества.
Гегель сформулировал закон диалектики: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого происходит качественное изменение, которое влечет за собой новые количественные изменения. Переход от одного качества к другому в процессе количественных изменений происходит в форме скачка. Открытия представляют собой скачок, переворот в науке, обусловливаются непрерывным накоплением знаний.
Закон отрицания отрицания выражает направленность процесса развития.
Под отрицанием понимается переход вещи в новое качество, обусловленное развитием свойственных ей противоречий.
Основные структурные элементы закона: «отрицание» и «отрицание отрицания». Их значительно больше, но для проявления сущности закона необходимо, чтобы произошли эти два. Диалектическое отрицание происходит, когда отрицаемое уже изжило себя, но может продолжать свое развитие в другой форме, в «снятом» виде. Количество отрицаний зависит от самого явления и от условий его функционирования. Спиралевидность означает, что в развитии имеет место поступательное движение с определенными возвратами к пройденным этапам на новой, более высокой основе. Данный закон означает, что развитие в мире идет в направлении от низшего к высшему.

00:20 

25) Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики

Other Games
Диалектика в своем развитии принимала такие формы как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая и материалистическая.
Выделяют объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире) и субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики). Диалектика субъективна по форме, по способу существования, объективна по источнику, по происхождению. Диалектика вещей определяет диалектику идей.
Отличие и соотношение диалектики и метафизики.
1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов; метафизика признает связи случайные, возводя в абсолют автономность вещи, теряет из виду взаимодействие.
2. Диалектика исходит из принципа качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;
3. Диалектика исходит из внутренней противоположности, закономерно присущей любому явлению; метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной реальности.
4. Диалектика исходит из того, что источником развития является борьба внутренних противоположностей, а метафизика – внешняя сила.
Диалектика – наука о вещах, метафизика – о процессах. Диалектическое мышление не исключает метафизического: оно отводит ему известные пределы.
Диалектика – это и искусство творческого спора, и умение плодотворно развивать теорию идей, и искусство обнаружения истины. В диалектике два принципа: принцип всеобщей связи и взаимодействия (основанием которого является материальное единство всех предметов, которые развиваются и возникают только во взаимной обусловленности и организованность мира) и принцип развития.

00:19 

24) Проблема идеального в философии

Other Games
Сознание не только отражает мир, но творит его. Высшей формой отражения объективного мира в нашем сознании выступает идеальное. Метафизический материализм трактовал идеальное как образ внешнего мира, возникающий в голове в результате пассивного созерцания. Марксизм подчеркивает, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксизм не сводит идеальное к состоянию мозга, а рассматривает как особую функцию человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.
Эта проблема дискуссионная. Советский философ Д. Дубровский: идеальное сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа.
Другая точка зрения принадлежит Э. Ильенкову: идеальное есть отражение материальной действительности в общественно определенных формах мыслительной деятельности. Идеальное существует как деятельная способность человека. Это бытие вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта в виде ее внутреннего образа. Непосредственно идеальное представляется через «тело» слова, опирается на языковые значения, осуществляется в символе. Символ содержит в себе значение, смысл и основные очертания того объекта, идеальным бытием которого оно является. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств и связей.

00:18 

23) Сущность сознания, его генезис и свойства

Other Games
В истории философии сознание трактовалось по разному: крупнейшие представители идеализма от Лейбница до Гегеля полагали, что реальная действительность всецело зависит от сознания, рассматриваемого ими в качестве активной деятельности «духа». Решая психофизическую проблему, о взаимодействии мысли и тела, Декарт рассматривал сознание как деятельность «мыслящей субстанции», существующей независимо ни от тела, ни от мира, которые представляют собой «протяженную субстанцию». Спиноза считал эти мышление и протяжение формами проявления единой субстанции – бога.
Специфика содержания сознания состоит в том, что его содержание не является содержанием его самого как реальности. Содержанием сознания является отраженная им объективная реальность. Эта специфика содержания сознания вызвала необходимость особой формы его существования, которой является система идеальных образов, абстрактных понятий, категорий. Оно проявляет себя в характере и структуре нашей деятельности, в процессе превращения идеального в материальное, создания человеком нового предметного мира. Таким образом, сознание – это продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение материальный действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека, сложный информационный процесс
Сознание – результат длительного развития природы и общества.
Возникновение сознания возможно: с изготовлением орудий труда, которое предполагает, что человек должен осознавать не прямую, а опосредованную связь между своими действиями и явлениями внешнего мира; с возникновением и использованием языка. В отличие от «языка» животных, который характеризуется ситуативностью, язык человека представляет собой оперирование знаками. Слово-знак есть символ, а символ есть смысловое отражение действительности; при наличии общества. Сознание имеет общественную природу: индивидуальное сознание развивается лишь при наличии коллектива, складывается в той мере, в какой человек вступает в отношения к окружающему миру и к другим людям. Самосознание формируется под решающим воздействием общественной среды, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными, возникает в процессе совместной деятельности и общения. 4. в условиях активного воздействия на природу. Сознание представляет собой творческую силу в отличие от психической деятельности животных.

00:16 

22) Движение как способ существования материи

Other Games
Исходные положения диалектической концепции движения были сформулированы в античности Гераклитом, согласно которому материальная субстанция, оставаясь тождественной сама себе, есть в то же время форма пребывания изменения. Движение в применении к материи – это изменение вообще. Этой категорией охватываются все типы изменчивости, начиная от перемещения объекта в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции.
Движение – коренной способ бытия материи, выражение ее внутренней активности, то есть самодвижения. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно существует. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическая, физическая (притяжение, отталкивание, электричество), химическая, биологическая и социальная. Основные принципы классификации:
--развитие от простого к сложному,
-принцип связи с материальным носителем,
--принцип генетической и структурной связи между формами,
--принцип качественной специфики каждой формы,
--принцип связи каждой формы с группой наук.
Энгельс предсказал, что по мере приближения классических наук к завершению исследования «своей» формы движения материи, наиважнейшие открытия будут сделаны на стыках наук (биохимия, кибернетика, квантовая механика). Сама классификация в некоторых пунктах устарела, но принципы нет.

00:15 

21) Пространство и время

Other Games
В истории философии существовали различные концепции пространства и времени, которые можно свести к двум: субстанциальная (Декарт, Ньютон, классическая физика), согласно которой они понимаются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Реляционная (Аристотель, Лейбниц), согласно которой пространство и время – формы существования материальных объектов. Пространство выражает структурность и протяженность материальных объектов, порядок их существования, а время – длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.
Свойства времени: одномерность и однонаправленность (от прошлого к будущему); необратимость (необратимость изменений); бесконечность (как вечность бытия изменяющейся природы, ее неуничтожимость).
Свойства пространства: трехмерность (широта, высота, длина) – система координат, изотропность, безграничность и бесконечность, однородность.

00:14 

20) Философское учение о материи

Other Games
В любой форме материализма категория «материя» является исходной в изложении понимания мира. Содержит в себе две основных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический).
В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественная основа сущего).
1этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода, огонь).
2этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).
3этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. Отождествление материальности с набором известных науке физических свойств Развитие науки показало ограниченный характер существующей физической картины мира. Наука проникла вглубь материи и открыла ее новые свойства.
Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней физикой, которая исходила из метафизического отождествления материи с определенным представлением о ее строении. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин пишет о том, что материя исчезает – это означает, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Ленин дает гносеологическое определение материи, которое выражает единственное свойство – идею объективности. «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
4 этап – философско-гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность.
5 этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пытается рассматривать материю как систему множества атрибутов (истоки у Спинозы). Лосев: «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности».

00:13 

19) Категория бытия, ее смысл и специфика

Other Games
Философская категория, обозначающая существование всего объективного мира. Бытие выражает самую общую определенность мира философии. Каждая наука изучает какой-то ряд одинаковых явлений, к которым она применяет свои категории. Философия также постулирует одинаковость всего того, что изучает. Это понятие возникло в решающий период становления философии, в период самоопределения философии, когда было важно решить, может ли теоретическая мысль получить знание о действительности, основываясь только на своих возможностях, независимо от опоры на опыт. Основные формы бытия:
1. бытие вещей, процессов делится на бытие вещей природы как целого и бытие произведенных человеком вещей;
2. бытие человека делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3. бытие духовного (идеального) делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное
4. бытие социального делится на индивидуальное социальное бытие и бытие общества.

Other Games

главная